Вакцинация методом сплошного пряника

Вакцинация методом сплошного пряника

Вакцинация методом сплошного пряника

Как государства и корпорации стимулируют граждан сделать прививку от COVID-19

«Коммерсантъ» от 06.06.2021, 10:25

Последние недели стали праздником невиданной щедрости со стороны местных властей и компаний в разных странах, которые наперебой предлагают всевозможные бонусы, подарки, угощения, льготы и даже стипендии с одной единственной целью — убедить граждан сделать прививку от COVID-19, чтобы как можно скорее был достигнут коллективный иммунитет. Впрочем, говорят эксперты, у кампании бонусов и привилегий есть один серьезный изъян: люди могут перестать прививаться, если им за это не пообещают чего-то большего, чем просто здоровье.

Кнут вакцине не помощник

С декабря 2020 года во многих развитых странах стартовала вакцинация от COVID-19. Однако уже в ближайшие недели стало ясно, что не получится просто бросить клич — и все граждане дружными рядами отправятся прививаться. Даже в тех странах, где вакцина была в достаточном количестве, оставалось много сомневающихся людей, не говоря уже о тех, кто в принципе настроен против любых прививок. Немало было и тех, кто ждал, пока его заставят, уговорят, убедят и т. п. Между тем, как отмечают ученые, должны быть привиты 65–70% населения мира для достижения коллективного иммунитета.

Поэтому с конца января в некоторых регионах мира начали опробовать метод кнута. Так, во Франции правительство ужесточило ограничительные меры, дав понять, что они не будут ослаблены до тех пор, пока граждане не начнут активно прививаться. Обязательной сделали вакцинацию и некоторые компании, как, например, United Airlines, где работают более 60 тыс. человек. Где-то такой подход сработал, особенно в отраслях, которые, как и пассажирские авиаперевозки, считаются жизненно важными.

Однако сомневающиеся граждане, скорее, только укрепились в своих сомнениях: заставляют, значит, что-то тут не так, лучше подождем.

И тогда в феврале, а еще активнее с марта власти на местах и корпорации перешли наконец к методу пряника. И тут уж разнообразию способов заставить граждан привиться нет предела.

Пончик, пиво и косяк

Одними из первых мотивировать граждан с помощью пряника, а вернее, пончика стала сеть закусочных Krispy Kreme. В конце марта компания обязалась до конца года ежедневно угощать фирменным пончиком каждого американца, который сделает прививку от COVID-19. Для получения ежедневной награды нужно было лишь предъявить справку о прививке. Предложение понравилось американцам, и на днях компания сообщила, что с конца марта раздала уже 1,5 млн пончиков привившимся гражданам.

Компания Anheuser-Busch предлагает бесплатное пиво или любой напиток своего производства тем, кто привьется. Сервис доставки DoorDash раздает в пунктах вакцинации подарочные карты на $25 на общую сумму $2 млн. В Мичигане местный центр выдачи медицинской и рекреационной марихуаны запустил акцию по раздаче сигарет с марихуаной в награду за прививку. По данным центра, до конца мая были вручены более 35 тыс. таких сигарет.

Бесплатные Uber и Tinder

Сервисы такси Uber и Lyft бесплатно подвозят людей до центров вакцинации. А крупные сети детских образовательных центров KinderCare и Learning Care Group заявили, что готовы бесплатно занимать детей, пока их родители делают прививку или восстанавливаются после нее. Кроме того, можно стать участником лотереи прямо в некоторых из медицинских центров, где проводится вакцинация. Так, в сети Kroger Health, сделав прививку, можно выиграть $1 млн или в течение года пользоваться правом бесплатной покупки продуктов в сети супермаркетов Kroger. Лотерея в сети медицинских центров CVS Health обещает семидневный круиз на борту лайнера компании Norwegian Cruise Line, билеты на Супербоул или на популярные музыкальные фестивали.

Несколько сервисов романтических знакомств, включая Tinder, Hinge, Bumble, предложили тем из своих пользователей, которые сделают прививку, доступ к премиум-контенту и пообещали более активное продвижение их аккаунтов. А Белый дом со ссылкой на исследование компании OKCupid вообще заявил, что пользователи сервисов знакомств, собирающиеся привиться или уже привившиеся, на 14% чаще находят подходящего партнера, чем те, кто прививаться не планирует.

Авиакомпания United Airlines предложила участникам своей бонусной программы MileagePlus внести данные о вакцинации в свое приложение. А 1 июля среди тех, кто внесет данные, будет проведен розыгрыш: можно выиграть либо один перелет туда и обратно для двоих, либо целый год бесплатных перелетов.

Пряник регионального значения

Опросы общественного мнения, проведенные в апреле—мае среди привившихся американцев, показали, что большинство потребителей (73%) рады воспользоваться всевозможными бонусами, которые предлагают местные компании и особенно ритейлеры. А 58% опрошенных отметили, что награда за прививку — хороший способ мотивации.

Учитывая это, власти штатов тоже стали активно использовать пряник для стимулирования вакцинации. Власти Калифорнии включили всех привившихся жителей штата в масштабную лотерею. И 15 июня станут известны десять победителей, каждый из которых получит $1,5 млн. Еще 30 человек получат по $50 тыс. А первые 2 млн привившихся калифорнийцев уже получают подарочные карты на сумму $50, которые можно потратить на покупку продуктов.

Власти штата Колорадо тоже решили не отставать. С этой недели и до начала июля каждые семь дней будет объявляться победитель лотереи среди вакцинированных. Сумма выигрыша достигает $1 млн. В штате Нью-Джерси обошлись без лотереи, но те, кто прививался в мае, получали бесплатно порцию пива в рамках акции «Укол и пиво». А в Огайо в дополнение к лотерее проводят розыгрыш среди жителей в возрасте 12–17 лет на право получения стипендии на обучение в колледже.

В штате Нью-Йорк тем, кто сделает прививку в определенных центрах вакцинации, бесплатно выдают билет регулярной лотереи, который обычно стоит $20. Тот, кому повезет, выиграет $5 млн. Кроме того, губернатор штата Эндрю Куомо бесплатно раздал билеты на игры профессиональных бейсбольных клубов New York Yankees и New York Mets.

Мировая пандемия невиданной щедрости

Награда ждет и привившихся пассажиров австралийской авиакомпании Qantas. Все они получат ваучеры на 1000 баллов, а десять семей — по одной из каждого штата и территории — получат мегаприз: неограниченные перелеты самолетами Qantas и Jetstar в течение года. Флагманская авиакомпания Гонконга Cathay Pacific устраивает розыгрыш ценных призов, один из которых — частная вечеринка на борту нового Airbus A321neo, который будет летать над Гонконгом. Кроме того, авиакомпания будет раздавать мили всем участникам своей бонусной программы.

Между тем ученые предупреждают, что хотя стимулирование вакцинации материальными благами обеспечивает рост уровня вакцинации, положительный эффект вряд ли будет держаться долгое время. И, скорее всего, уже в ближайшее время нужно будет придумывать какой-то новый пряник. А может случиться и так, что люди будут вообще отказываться делать прививку, если им за это ничего не предложат. Поэтому, говорят ученые, лучше всего апеллировать к внутренней мотивации человека, к тому, что, делая прививку, он заботится о близких, окружающих, а не сводить это к некоему поступку за пончик или порцию пива.

Алена Миклашевская

Источник: www.kommersant.ru

Добавить комментарий

*

2 × пять =