Президент Туниса показал, кто в доме хозяин

Президент Туниса показал, кто в доме хозяин

Президент Туниса показал, кто в доме хозяин

Кайс Саид отправил в отставку премьера и заморозил работу парламента

На фоне народных протестов, вызванных ростом числа заражений коронавирусом и критической ситуацией в экономике, президент Туниса Кайс Саид решил положить конец своим спорам с парламентом и правительством. В ночь на понедельник он объявил об отставке премьер-министра и приостановке работы законодательного органа. В ответ на обвинения оппонентов господин Саид утверждает: ни о каком перевороте речи не идет. Однако своим шагом он фактически поставил страну на грань раскола, заставив политические элиты определиться, кто должен быть в Тунисе главным — президент или парламент.

«Ответственность, которая лежит на наших плечах, требует принятия мер, необходимых для спасения Туниса, государства и общества»,— заявил президент Кайс Саид вечером в воскресенье в ходе совещания, в котором приняли участие представители служб безопасности и военные. Сразу вслед за этим президент объявил об отставке премьера Хишама аль-Мешиши, который также исполнял обязанности главы МВД, и заморозке на месяц работы Ассамблеи народных представителей (парламент). На следующий день господин Саид уволил министра национальной обороны Брахима Бертаджи и исполняющую обязанности министра юстиции Хасну бен Слимани.

Объясняя принятые им решения, господин Саид сослался на 80-ю статью конституции Туниса, которая позволяет президенту в случае непосредственной угрозы для безопасности страны принять те меры, которые он считает необходимыми. Есть лишь одно но. Предварительно он должен проконсультироваться с главой правительства и спикером парламента. Президент утверждает, что беседовал с ними. Однако спикер и глава исламистской партии Туниса «Ан-Нахда» Рашид Ганнуши утверждает, что ничего не знал о решениях Кайса Саида.

Спикер обвинил президента в организации «государственного переворота против революции и конституции» и призвал армию и силы безопасности защитить Тунис.

Ночью Рашид Ганнуши попытался вместе с несколькими депутатами засесть в парламенте, но армия очистила здание.

При этом многие тунисцы восторженно встретили действия Кайса Саида. Слова президента прозвучали на фоне народных протестов, охвативших в воскресенье многие города Туниса. Акции были приурочены к 64-й годовщине независимости страны и были организованы «Движением 25 июля», к которому присоединились некоторые левые политические партии и общественные объединения, прежде всего студенческие союзы. В последние недели в соцсетях появилось множество групп, призывавших тунисцев выйти на улицу 25 июля с требованиями отставки парламента, проведения новых выборов, а также привлечения к ответственности виновных за хаос в стране.

Формальной причиной протестов стала катастрофическая ситуация с заболеваемостью коронавирусом.

По уровню смертности от COVID-19 Тунис сейчас занимает первое место в Северной Африке и одно из первых в мире. По данным на начало недели, число ежедневных летальных случаев превышает 200 человек. В июле в стране с населением около 11,9 млн человек регистрировали по 2–9 тыс. заболевших в день. Работа больниц парализована. На прошлой неделе Хишам аль-Мешиши отправил в отставку министра здравоохранения Фаузи Мехди, обвинив его в «преступных решениях», которые привели к хаосу в центрах вакцинации. Вслед за этим президент Саид поручил военным медикам взять под контроль ситуацию в сфере здравоохранения. Однако это не успокоило население — продолжение пандемии лишает народ надежды на восстановление экономики. Во многих городах демонстранты нападали на штаб-квартиры партии «Ан-Нахда».

Согласно принятой в 2014 году конституции, Тунис — парламентско-президентская республика. Правительство формирует парламентское большинство, а президент принимает присягу у премьера и членов его кабинета. Осенью 2019 года в стране прошли парламентские и президентские выборы. Доктор юридических наук Кайс Саид выступил на выборах в качестве независимого кандидата в президенты. Большинство мест в парламенте получила партия «Ан-Нахда». Ее лидер Рашид Ганнуши, один из ведущих в мире исламских богословов, занял пост спикера. И практически сразу между президентом и спикером выявилась масса противоречий. Господин Ганнуши не раз заявлял, что власть у президента Туниса — символическая, а это активно не нравилось Кайсу Саиду. Когда в январе на волне очередных народных протестов близкий к спикеру Хишам аль-Мешиши произвел перестановки в правительстве, убрав в том числе несколько близких к президенту фигур, Кайс Саид отказался принимать присягу у новых министров.

«Еще во время избирательной кампании у Саида была идея усиления президентской власти в стране. Как юрист, он говорил, что созданная политическая система — неправильная, правительство — очень слабое, так как зависит от расклада сил в парламенте»,— сказал “Ъ” руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов.

По его словам, идея прямого президентского правления вызывает симпатии у части тунисцев, однако нельзя забывать, что есть и противники возвращения к системе, которая была в Тунисе до революции 2011 года.

«Тунисское общество расколото. На поверхности лежит противостояние по линии «светские против исламистов». Но дело не только в религии. Тунисцы по-разному представляют себе будущее страны. Приняв решение о заморозке работы парламента, президент фактически заставил тунисцев сделать выбор, насколько неприкосновенна конституция 2014 года, принятая в результате национального диалога»,— отметил Василий Кузнецов. Он также обратил внимание на разочарование простых тунисцев в политических элитах страны. «События в Тунисе уже сравнивают с революцией 2013 года в Египте, когда армия при поддержке части общества свергла президента Мохаммеда Мурси, который принадлежал к движению «Братья-мусульмане» (запрещено в РФ). Но Саид — не выходец из армии, да и армия в Тунисе не играет такой важной роли в жизни общества, как в Египте. В последние годы примиряющую роль в стране играли не политики, а профсоюзы и гражданские объединения. Многое зависит от того, на чьей стороне они будут»,— добавил эксперт.

Пока Всеобщий союз трудящихся Туниса занял сдержанную позицию, призвав все стороны воздержаться от насилия и уважать конституцию. Единственное, против чего резко возразил профсоюз,— решение президента временно возглавить органы прокуратуры, чтобы довести до суда все нерассмотренные ранее дела в отношении некоторых депутатов парламента.

В целом же в Тунисе пока продолжают спорить, как относиться к решениям Кайса Саида — как к конституционному перевороту или же необходимым мерам по спасению страны.

Нет единого мнения и за рубежом. Так, Германия отказалась считать последние события в Тунисе путчем. А власти Турции, идеологически близкие к «Ан-Нахде», осудили действия президента, назвав их «противоречащими конституции». Неожиданно нейтральной оказалась реакция Дохи, которая призвала все стороны «прислушаться к голосу мудрости», хотя в понедельник тунисские силы безопасности ворвались в бюро катарского канала «Аль-Джазира» и конфисковали там все оборудование. Это связывают с симпатиями канала к сторонникам Рашида Ганнуши. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в понедельник также выразил надежду на то, что «ничто не будет угрожать стабильности и безопасности граждан» Туниса.

Марианна Беленькая

Источник: www.kommersant.ru

Добавить комментарий

*

6 + 4 =