Президент Киргизии мог бы править один за всех

Президент Киргизии мог бы править один за всех

Президент Киргизии мог бы править один за всех

Если изменит конституцию республики

«Коммерсантъ» от 09.04.2021, 22:51

В воскресенье в Киргизии пройдет референдум по изменению конституции. Предлагаемые поправки, которые ранее раскритиковали в Совете Европы и ОБСЕ, существенно расширяют полномочия президента республики, позволяя ему оставаться у власти на второй срок и назначать и увольнять премьер-министра и членов правительства. По мнению действующего главы государства, эти радикальные изменения положат «конец хаотическому правлению» в Киргизии. Но опрошенные “Ъ” эксперты сомневаются, что девятый по счету конституционный референдум избавит Бишкек от новых политических потрясений.

В Киргизии в воскресенье вместе с выборами в местные кенеши (советы) пройдет референдум по внесению поправок в конституцию. По всей стране откроются более 2,4 тыс. избирательных участков, еще 48 заработают за границей. Следить за ходом голосования будут 183 международных наблюдателя, в том числе и от РФ.

С инициативой конституционной реформы выступил ранее президент Садыр Жапаров, пришедший к власти в результате ожесточенных беспорядков в октябре 2020 года. «Конституция положит конец хаотическому правлению,— объяснял он в интервью агентству «Кабар».— Все сегодняшние кадровые беспорядки связаны с действующей конституцией. Если будет принята новая конституция, все будет в порядке».

Подобные заверения звучат в республике не впервые: воскресное голосование — уже девятый по счету конституционный референдум в истории независимой Киргизии.

Например, после апрельской революции 2010 года, в результате которой президент Курманбек Бакиев вместе со своей семьей бежал из страны, было решено урезать полномочия главы государства, а форму правления сменить на парламентскую во избежание узурпации власти президентом и его окружением.

В полной мере эти поправки реализованы не были. А в январе 2021 года граждане поддержали переход в обратном направлении — к президентской республике (правда, участие в том референдуме приняли менее 40% избирателей, из них поправки к конституции поддержали 84%).

Новый проект основного закона создавали в сжатые сроки, буквально «на коленке». Учрежденный в ноябре конституционный совет подготовил текст законопроекта всего за два месяца. Проект документа внесли в парламент уже 9 февраля, 11 марта его одобрили во втором и третьем чтении, а уже 12 марта президент подписал указ о вынесении законопроекта на референдум.

Воскресный референдум будет признан состоявшимся, если участие в голосование примут хотя бы 30% избирателей. Если граждане одобрят предложенные поправки, то президент теперь будет не только главой государства и Совбеза, но и получит возможность контролировать работу исполнительной власти — формировать состав правительства и освобождать от должности любого из его членов. Председателем правительства (тоже назначает глава государства) будет глава администрации президента. Председателя и его заместителей, равно как и глав местных администраций Садыр Жапаров тоже будет вправе назначить или отправить в отставку. При этом смена премьера не повлечет за собой роспуск всего правительства, как это было заложено в текущей редакции основного закона.

Кроме того, господин Жапаров может формально получить возможность задержаться у власти дольше своих предшественников.

Согласно нынешнему законодательству, президент Киргизии избирается сроком на шесть лет без права переизбрания. По новой конституции глава государства сможет баллотироваться на два срока, хотя и по пять лет каждый. Специального для Садыра Жапарова вписали исключение: его нынешний мандат по-прежнему рассчитан на шесть лет, а уже второй срок, если последует, будет пятилетним.

Ряд функций, которые сейчас распределены между исполнительной и законодательной властью, а также президентом, могут целиком перейти в руки последнего. Речь идет о праве вносить законопроекты в парламент, определять направления внутренней и внешней политики, принимать решения о проведении референдумов, парламентских и местных выборов, назначать глав диппредставительств. Одновременно парламент республики потеряет право выражать доверие или недоверие министрам, а численность депутатов сократится со 120 до 90.

Все эти новшества вызвали резкую критику из-за рубежа. Международная правозащитная организация Human Rights Watch отметила, что проект закона «ослабляет баланс сдержек и противовесов, необходимых для предотвращения злоупотреблений властью». К похожему выводу пришли эксперты Венецианской комиссии Совета Европы и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. В совместном заявлении они также указали на нарушение сроков и процедуры принятия поправок. А положения, регулирующие полномочия президента, парламента и судебной системы, посчитали «не соответствующими международным стандартам и обязательствам в рамках ОБСЕ».

«Вполне возможно, что после выборов начнутся митинги, на которых проигравшие партии попытаются оспорить результаты голосования. Остроту выборам придает референдум по новой конституции, у которой есть сторонники, но и немало противников, в том числе и зарубежных»,— допустил в беседе с “Ъ” сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков. По его мнению, именно активное участие «внешних игроков» обостряет политическую борьбу в Киргизии.

«Проект конституции весьма рискованный. К власти просто может прийти невменяемый политик и потом устраивать всем веселую жизнь»,— предупреждает и директор киргизской правозащитной организации «Правовая клиника «Адилет»» Чолпон Джакупова. Впрочем, напоминает эксперт, «все, кто приходил к власти в Кыргызстане путем переворотов, писали конституцию под себя, в надежде, что они пришли надолго и что их потом никто не привлечет за это к ответственности. Но история говорит об обратном». «Основная проблема документа — его несбалансированность, одна статья противоречит другой»,— отметила она в беседе с “Ъ”. Между тем вслед за конституцией следует отредактировать и другие законы так, чтобы они не противоречили основному закону, «а это может привести либо к хаосу, либо вообще к коллапсу правовой системы».

Кабай Карабеков, Бишкек; Марина Коваленко

Источник: www.kommersant.ru

Добавить комментарий

*

1 × 5 =