Пограничная война закончилась депортациями
Киргизия и Таджикистан разбираются с последствиями конфликта
«Коммерсантъ» от 04.05.2021, 20:51
В Киргизии и Таджикистане завершили подсчет человеческих и материальных потерь от приграничного конфликта 29–30 апреля. Теперь власти обеих стран пытаются найти средства на восстановление пострадавших территорий и принять меры, чтобы не допустить подобных событий в будущем. Баткенскую область Киргизии ради этого решили наделить особым статусом. Это позволит полпреду региона координировать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивая их взаимодействие с силовиками. При этом киргизские СМИ сообщают о начале депортаций киргизов из Таджикистана, если они отказываются принять местное гражданство. Министр иностранных дел Киргизии Руслан Казакбаев подтвердил “Ъ”, что такие случаи есть.
Подведение итогов
Власти и СМИ Киргизии и Таджикистана подвели итоги недавнего конфликта на границе, который стал самым серьезным из аналогичных столкновений. Применение боевого оружия и погибшие с обеих сторон были и в 2019 году. Однако в это раз масштаб был совсем другой.
Обострение у водораспределительного пункта «Головной» в киргизском селе Кок-Таш началось 29 апреля. До этого жители приграничных Согдийской (Таджикистан) и Баткенской (Киргизия) областей конфликтовали уже несколько дней. Поводом для начала перестрелок, как сообщают СМИ, стала попытка таджикской стороны (считающей, что соседи неправильно распределяют воду) установить камеры наблюдения на столбе у «Головного». Граждане Киргизии этот столб решили снести. В ходе спора сначала были задействованы камни и ружья, после стороны стали стягивать к границе дополнительные силы. В частности, сообщалось об использовании танков и минометов. Вину за начало конфликта соседи возлагают друг на друга.
Как развивался пограничный спор Таджикистана и Киргизии
Уже в первых числах мая стороны отвели военную технику от границы. Это событие утром вторника отметили в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят и Киргизия, и Таджикистан. «В ОДКБ приветствуют достижение договоренностей о прекращении столкновений на кыргызско-таджикской границе, отвод дополнительных воинских подразделений с боевой техникой и стремление сторон к урегулированию спорных пограничных вопросов политико-дипломатическими методами в духе союзничества и добрососедства, лежащем в основе деятельности организации»,— говорится в заявлении.
Правда, информация о числе раненых и убитых портит весь позитивный настрой. Как сообщили утром 3 мая в Минздраве Киргизии, по данным на тот момент погибли 34 человека, а еще 99 продолжали лечение в больницах.
Однако в течение того же дня число погибших с киргизской стороны выросло до 36.
Одним из последних подтвержденных случаев гибели в ходе конфликта стала трагическая смерть четырехлетнего ребенка, который утонул в канале, когда жители села Арка убегали от обстрела. Государственный комитет национальной безопасности Киргизии сообщил о гибели трех своих бойцов.
В свою очередь, потери таджикской стороны приходится оценивать по сообщениям оппозиционных СМИ — власти эту информацию не разглашают.
По данным таджикской редакции «Радио Свобода» (весь медиахолдинг признан в РФ СМИ—иностранным агентом), погибли 16 человек. Среди них — по восемь силовиков и гражданских лиц из окрестных сел.
После конфликта
Еще одним серьезным последствием столкновений стала эвакуация мирных жителей. Со стороны Киргизии их число, по данным администрации Баткенской области, составило 58 тыс. человек, а со стороны Таджикистана — около 15 тыс. Правда, как сообщают в таджикской Комиссии по чрезвычайным ситуациям, «на данный момент все они возвращены на места постоянного проживания».
Чтобы улучшить положение жителей приграничной Баткенской области, премьер-министр Киргизии Улукбек Марипов принял решение наделить регион особым статусом.
«Соответствующее решение мною подписано и направлено в парламент для рассмотрения. Как только оно будет принято, Баткенская область получит особый статус, предполагающий в том числе налоговые преференции»,— заявил он. Позднее в правительстве республики уточнили, что законопроект предполагает усиление полномочий полпреда в регионе. Ему будет позволено «координировать деятельность территориальных подразделений государственных органов и органов местного самоуправления» и обеспечивать «взаимодействие с правоохранительными органами, силовыми структурами».
«Разговоры на этот счет идут последние лет одиннадцать,— рассказал “Ъ” киргизский политолог, сопредседатель клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков.— Еще предыдущий парламент пытался укрепить приграничные районы, но все это заканчивалось лозунгами и разработкой так и не реализованных региональных программ. В итоге тысячи жителей Баткена за годы независимости перебрались в Россию — область испытывает очень серьезные проблемы экономического характера вдобавок к нерешенной проблеме безопасности». Также эксперт отметил серьезное разочарование бездействием ОДКБ, которое заметно в киргизских социальных сетях.
В свою очередь, в Таджикистане стали приниматься куда более жесткие меры, направленные против живущих там киргизов. Еще 2 мая на встрече со своим таджикским коллегой глава МИД Киргизии Руслан Казакбаев выражал обеспокоенность участившимися проверками жителей Лахшского района Таджикистана, многие из которых имеют киргизское гражданство. А 4 мая издание 24.kg со ссылкой на жителя этого района рассказало о первых депортациях.
«Тех, у кого кыргызское гражданство, сразу забирают в районный центр,— рассказал собеседник издания.— Требуют, чтобы отказались от кыргызского паспорта и взяли таджикское гражданство. Несогласных депортируют в Кыргызстан. Они не успевают даже собрать вещи».
В ответ на просьбу “Ъ” прокомментировать эту информацию глава МИД Киргизии Руслан Казакбаев заявил, что по поводу ситуации в Лахшском районе (многие политики и СМИ продолжают называть его Жерге-Тальским — именно так он назывался до 2016 года) «ведутся постоянные переговоры на уровне МИД и МВД», однако отдельные факты депортации киргизских граждан действительно есть.
Российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов назвал такую тенденцию «крайне опасной», учитывая, что в Киргизии тоже есть села с компактным проживанием таджиков. «Судя по всему, здесь речь идет не о директиве из Душанбе, а о самодеятельности местных властей,— считает эксперт.— Однако эти факты говорят об атмосфере ненависти, которая возникла в результате этой небольшой и, как считают в Таджикистане, победоносной войны». Как рассказал господин Дубнов, многие из таджикских киргизов были бы и рады переехать на историческую родину, но привязаны к земле, так как живут сельским хозяйством. Возможность продать земельный надел в Таджикистане и купить аналогичный в Киргизии есть не всегда.
По мнению эксперта, возможности решить конфликт двух стран пока нет и лучшим вариантом будет пока просто заморозить его.
Впрочем, дипломатическая активность в этом направлении продолжается. Напомним, что сразу после окончания боевых действий президенты Киргизии и Таджикистана Садыр Жапаров и Эмомали Рахмон договорились увидеться в Душанбе «во второй половине мая». Правда, место проведения переговоров вызвало серьезное недовольство в Бишкеке — активисты даже выходили на одиночные пикеты с требованием перенести встречу в Узбекистан или Казахстан.