Новый «Ил» упал мимо форума

Новый «Ил» упал мимо форума

Новый «Ил» упал мимо форума

Военный транспортник разбился при подготовке к «Армии-2021»

Газета «Коммерсантъ» №146 от 18.08.2021, стр. 1
(обновлено в 10:53)

Во вторник в районе аэродрома Кубинка разбился новейший, еще не принятый в эксплуатацию военно-транспортный самолет Ил-112, которым управлял Герой России, один из самых опытных летчиков-испытателей Николай Куимов. Погибли все три члена экипажа. Основной версией, скорее всего, станет техническая неисправность — разрушение топливного бака или топливопроводов самолета. Мгновенно охвативший его правое крыло пожар не позволил опытнейшим летчикам удержать машину в воздухе. Разработчики и производители самолета с комментариями не торопятся, предлагая дождаться хотя бы первых выводов экспертов.

Ил-112 утром во вторник вылетел с аэродрома в Жуковском и около 11 часов приземлился в Кубинке. На земле самолет находился несколько минут, затем он опять взлетел. Этот полет был тренировочным: экипаж планировал пролететь над парком «Патриот». Видимо, именно такой полет и был запланирован в программе военно-технического форума «Армия-2021», который пройдет 22–28 августа.

Ил-112В — легкий турбовинтовой военно-транспортный самолет, создается для замены парка самолетов Ан-24 и Ан-26. Самолет предназначен для транспортировки и воздушного десантирования до 5 т легких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава. Оснащен двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ мощностью 3,5 тыс. лошадиных сил каждый. Максимальная взлетная масса — 21 тыс. кг. Крейсерская скорость — до 500 км/ч. Максимальная высота полета — 7,6 тыс. м. Дальность полета с полезной нагрузкой — 2,4 тыс. км. С аэродрома Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) на базу ПАО «Ил» в подмосковном Жуковском борт №1 прилетел 13 августа.

Пилотировал самолет Герой России Николай Куимов, вторым пилотом был Дмитрий Комаров, а бортинженером — Николай Хлудеев, летчики-испытатели первого класса. Николай Куимов — личность в авиации легендарная. Почти всю карьеру он прослужил летчиком-испытателем, работал на Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ил-114 и Ил-103. Указом президента РФ в декабре 2006 года за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, Николаю Куимову было присвоено звание Героя России. В общей сложности Николай Куимов освоил более 35 типов самолетов.

Однако до «Патриота» транспортник не долетел. Поднявшись в воздух и сделав разворот над прилегающим к аэропорту поселком Старый Городок, Ил-112В неожиданно загорелся. Последние секунды существования машины заснял на видео один из жителей поселка, ставший случайным свидетелем разыгравшейся трагедии.

На съемке видно, как из правого крыла летящего транспортника вырываются мощные языки пламени и появляются клубы черного «керосинового» дыма. После возникновения пожара машина оставалась в воздухе всего 30 сек.

Самолет шел в горизонтальном полете, постепенно замедляясь, а в 11:18, резко накренившись на правое, горящее крыло, соскользнул в штопор и упал на землю. Последовавший сразу после аварии мощный взрыв топливных паров не оставил экипажу никаких шансов.

Как выяснилось, транспортник упал всего в 1,5 км от ограждения аэродрома, между селом Никольское и территорией садового товарищества «Витязь». Впрочем, вреда населенным пунктам и их жителям катастрофа не причинила.

Поскольку видео с крушением моментально разошлось по интернету, комментарии последовали почти сразу. Бывший генеральный конструктор ПАО «Ильюшин», занимающий сегодня должность одного из председателей технического совета корпорации, Николай Таликов эмоционально заявил журналистам, что причиной аварии могли быть установленные на самолете турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ, выпущенные АО «ОДК-Климов». Как сообщил конструктор, силовые установки оказались недостаточно мощными для тяжелого транспортника, а еще во время наземных испытаний и тестовых полетов Ил-112В специалисты «Ильюшина» регистрировали нестабильную работу турбин из-за сбоев в цепях управления ими.

Однако опрошенные “Ъ” эксперты пояснили, что полная остановка одного из двигателей или даже возникший в нем пожар не могли бы уничтожить самолет за полминуты.

По их мнению, с горящим двигателем наверняка справилась бы защитная автоматическая система Ил-112В, предусматривающая его тушение в две «очереди» с разницей в 15 сек., отключение подачи топлива к проблемной силовой установке и флюгирование лопастей ее воздушного винта.

Другую версию высказал директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов. «У нас стало традицией все валить на двигатели. Однако, судя по тому, как вырывается пламя, а выглядит это так, будто топливо плеснули на раскаленную сковородку, не исключено, что могли быть проблемы с топливной системой»,— сказал он. Господин Пухов предполагает, что в ходе испытаний разработчики могли нарушить график из-за подготовки к форуму. «Возможно, какими-то процедурами пришлось пренебречь и провести их по сокращенному сценарию»,— предположил он. Глава ЦАСТ допускает, что программа по созданию самолета будет затянута на несколько лет, однако не будет отменена. «Совершенно очевидно, что катастрофа создаст большие проблемы для программы: испытания будут задержаны, продолжительное время займет строительство нового самолета для испытаний. Но другого выхода, кроме как доводить проект до конца, не остается: стране очень нужен такой военно-транспортный самолет»,— отмечает эксперт.

Впрочем, в Объединенной авиационной корпорации (ОАК) “Ъ” заверили, что срыв графика испытаний самолета исключен. «Любой самолет, в том числе опытный, выполняет испытательные полеты исключительно на разрешенных режимах. Перед полетом самолет в соответствии с утвержденным регламентом всегда проходит предполетную подготовку. Полет самолета, не прошедшего по регламенту предполетную подготовку, исключен»,— подчеркнули в ОАК.

В свою очередь, в «Ростехе» сообщили, что корпорация создает внутреннюю комиссию с привлечением специалистов авиастроительных НИИ и заводов для расследования причин аварии самолета Ил-112В.

В ВАСО ситуацию не комментируют, предлагая обращаться в ОАК. В АО «ОДК-Климов» также воздерживаются от каких-либо оценок «до первых результатов расследования инцидента».

Тем временем, по мнению опрошенных “Ъ” специалистов, причиной крушения, скорее всего, стало разрушение топливного бака или топливопроводов, приведшее к выплескиванию керосина и горению правого крыла, с которым автоматика самолета уже не смогла справиться. «Керосиновый» пожар, по мнению экспертов, мог быстро разрушить системы управления закрылком, элероном или обеспечить повреждения самих элементов механизации правого крыла, что, в свою очередь, неизбежно привело к потере летчиками поперечного управления машиной. Возможное в подобном случае прогорание обшивки крыла наверняка спровоцировало бы потерю его несущей способности и опять же быстрый уход летящего самолета в штопор. Наконец, причиной аварии, по мнению специалистов, могли стать и незафлюгированные лопасти правого, остановленного системой пожаротушения воздушного винта Ил-112В, создавшие мощный вращающий момент, с которым летчики не справились.

С причинами трагедии будет разбираться Западное межрегиональное следственное управление СКР на транспорте, возбудившее уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»). По словам его официального представителя Елены Марковской, следствие рассмотрит все версии аварии, включая возможную техническую неисправность самолета и допущенные его экипажем ошибки в пилотировании.

Как сообщили “Ъ” три источника на страховом рынке, Ил-112 был застрахован чуть более чем на 2 млрд руб. в группе «Согаз», состраховщиками выступают ВСК и «Ингосстрах».

Один из источников отметил, что, как правило, такие катастрофы означают полную гибель самолета и расследование причин гибели судна, скорее всего, не повлияет на скорость страховых выплат. «Это должно произойти очень быстро»,— добавил он. Ответ страховых компаний на запрос “Ъ” на момент публикации не поступил.

Сергей Машкин, Айгуль Абдуллина

Источник: www.kommersant.ru

Добавить комментарий

*

1 + 11 =