Конституционный совет Франции дал совет нарушить конституцию

Конституционный совет Франции дал совет нарушить конституцию

Конституционный совет Франции дал совет нарушить конституцию

«Санитарный паспорт» вступает в силу 9 августа

«Коммерсантъ» от 06.08.2021, 16:52

Конституционный совет Франции одобрил большинство статей закона о введении «санитарного паспорта». Во имя борьбы с пандемией COVID-19 Совет согласился ограничить право на труд, на передвижение, на равенство граждан и на их доступ к медицинским услугам. Мера временная (продлится до 15 ноября), но невиданная во Франции со времен Второй мировой войны. Рассказывает корреспондент “Ъ” в Париже Алексей Тарханов.

Сторонники и противники новой санитарной политики правительства с равным нетерпением ждали решения Конституционного совета (КС). Учрежденный в 1958 году Шарлем де Голлем, он призван следить за тем, чтобы нормы законов не противоречили правам и свободам, закрепленным в конституции. Совет высказывается по трем пунктам: необходимость закона, его актуальность и соразмерность. «Мудрецы», члены КС, должны были высказаться по поводу введения в стране «санитарного паспорта».

Правительство и парламент достигли согласия о введении закона о «санитарном паспорте» уже в воскресенье, 25 июля. С несколькими поправками он был утвержден Сенатом и Национальной ассамблеей. Единственным возможным препятствием для закона, вызвавшего протесты во Франции и вот уже несколько суббот выводящего несогласных на демонстрации, оставался Конституционный совет. За передачу закона на экспертизу выступили и авторы законопроекта, и его противники. Премьер-министр Жан Кастекс и его команда надеялись на утверждение всех предусмотренных мер, а 74 депутата от левой оппозиции, также обратившиеся в КС, призвали его членов воспользоваться имеющимся у них «правом цензуры».

Закон проходил парламентское утверждение в ускоренном режиме, без выходных.

В таком же срочном порядке состоялось и его последнее утверждение, правительство воспользовалось своим правом потребовать рассмотрения законопроекта за восемь дней вместо обычного месяца. Вечером 5 августа Конституционный совет согласился почти со всеми вводимыми правительством ограничениями и фактически разделил французов на две группы, имеющие разные права.

Без справки о прививке, отрицательного анализа на COVID-19 или справки о недавно перенесенной инфекции нельзя будет посещать учреждения культуры, кино, выставки, цирковые представления (это правило фактически уже действует с 21 июля). С 9 августа к списку мест, закрытых для лиц без «санитарного паспорта» добавятся кафе, рестораны, ярмарки.

Человека без паспорта не пустят в самолет и не позволят ему сесть в поезд дальнего следования.

Тем самым с августа и до середины ноября для многих французов фактически ограничивается свобода передвижения. Еще большие сомнения вызвал запрет на доступ в медицинские учреждения и дома престарелых — конечно, за исключением тех ситуаций, когда требуется срочная госпитализация. Но в случае запланированных операций или процедур, если они не относятся к жизненно важным (при этом никаких точных критериев не дано), без паспорта в больницу или поликлинику попасть будет нельзя.

Карта “Ъ”: в каких масштабах и чем мир прививается от COVID-19

Согласился Конституционный совет и с обязательной вакцинацией медиков. Им дано время до 15 сентября, чтобы сделать хотя бы первый волшебный укол, и до 15 октября, чтобы закончить вакцинацию. Те, кто откажется, не будут уволены, однако их отправят в неоплачиваемый отпуск. Звучит страшно, но на самом деле это все-таки означает не пожизненную дискриминацию, а месяц без зарплаты — 15 ноября чрезвычайные меры должны закончиться.

Два пункта нового закона Конституционный совет все-таки подверг критике. Медработники на временных договорах тоже не могут быть уволены — КС не согласился проводить различие между постоянными и временными работниками.

Запрещен и обязательный карантин для заболевших — иначе это выглядело бы фактически домашним арестом без решения суда.

КС сделал также оговорку, что допуск к лечению надо сохранить для всех, вне зависимости от наличия санитарного паспорта. Конечно, министр здравоохранения Оливье Веран уже поклялся, что «никто не будет лишен ухода», но выполнение этого обещания теперь потребует особенно сложной системы, едва ли возможной в приемных покоях обычных, а не специализированных эпидемиологических больниц.

Это не единственное из заложенных в закон противоречий. Нельзя без санитарного паспорта сидеть в театре, но можно участвовать в религиозной службе, потому что при входе в церковь, мечеть или синагогу документов не спросят. Нельзя ехать в поезде дальнего следования, но можно в поезде метро или в пригородной электричке.

Сразу же после объявления решения Конституционного совета у его здания в Пале-Рояль собралась толпа протестующих. Под лозунгами «Свобода!» или «Нет позорному паспорту» манифестанты выразили свое отношение к закону. На субботу назначены десятки новых демонстраций.

Оппозиция высказала свое разочарование «бессилием совета перед напором правительства».

Дальше всех пошел глава партии «Патриоты» Флориан Филиппо, который заявил, что раз парламент и Конституционный совет не смогли защитить права французов, придется это делать им самим на языке забастовок и уличных протестов. По сути, своим законом правительство подарило всем оппозиционным силам широкую платформу для протестов, на которой могут объединиться все — и левые, и правые, и центристы. Аргументы противников разнообразны. От «я уже привит, но возмущен ущемлением моих прав» через «я за прививки, но конкретно в этой сомневаюсь» до «свободы важнее всего, и эпидемия не должна их ограничивать». Чрезвычайное положение введено пока что лишь на четыре месяца, но урок того, как легко оказалось ограничить конституцию, запомнится надолго и, несомненно, вернется бумерангом к президентским выборам 2022 года.

Источник: www.kommersant.ru

Добавить комментарий

*

4 × пять =