Когда не в радость проливная рыба
Как треска и гребешки становились поводом для войны
«Коммерсантъ» от 10.05.2021, 17:21
На текущей неделе в проливе Ла-Манш чуть было не разгорелась настоящая война, спровоцированная решением острова Джерси изменить правила ловли рыбы у своих берегов. Уже в среду вокруг острова собрались десятки французских рыболовецких судов, а также военные корабли Франции и Великобритании. Однако, в отличие от предыдущих войн за рыбу в регионе, на этот раз до прямых столкновений дело пока не дошло.
Угроза конца света
31 января, когда Соединенное Королевство официально покинуло Европейский союз, перестало действовать и Гранвильское соглашение, которое в течение двух веков устанавливало общие права на рыболовство в районе острова. Оно стало недействительным после того, как остров Джерси подписал соглашение о торговле и сотрудничестве между Великобританией и ЕС после «Брексита». И новые правила властям Франции предстояло согласовывать уже не с Британией, а с представителями острова.
Франция хотела сохранить условия прежнего соглашения. Джерси хотел чего-то другого. На то, чтобы выдвинуть конкретные условия для нового соглашения, у властей острова было 90 дней.
Но вместо этого они просто объявили о введении новых правил рыбной ловли в регионе, и сделали это только вечером в пятницу, 30 апреля,— в самый последний момент. При этом не уведомив ни Францию, ни ЕС (что они должны были сделать по условиям нового торгового соглашения Великобритании с Евросоюзом). Фактически власти острова в одностороннем порядке ввели новые требования для зарубежных судов.
Реакция французских властей последовала во вторник. Министр морских ресурсов Анник Жирарден заявила, что действия властей Джерси дают Франции право пойти на ответные меры. Например, перестать поставлять электричество на остров Джерси. Сейчас почти 95% электроэнергии, необходимой для нормальной жизни, Джерси получает именно от Франции.
Ночью со среды на четверг от берегов Франции в сторону острова отправились около 50 французских рыболовецких судов, чтобы к утру заблокировать порт столицы Джерси Сент-Хелиера.
Позднее неподалеку были замечены два военных корабля Франции, а также два военных корабля Великобритании. Обе стороны при этом заявили, что корабли были отправлены сугубо для наблюдения за ситуацией и соблюдением безопасности. Казалось, однако, что столкновений не избежать.
Но в четверг вечером французские рыбаки неожиданно покинули территориальные воды Джерси. «Демонстрация силы состоялась. Теперь политики должны взять верх»,— сказал президент регионального комитета по рыболовству Нормандии Дмитрий Рогофф французскому телеканалу BFM TV.
На гребешке войны
Чем закончится конфликт между Францией и Джерси и как его позднее назовут историки — пока неизвестно. Но история уже знает случаи, когда разногласия французских и британских рыболовов выливались в открытые противостояния на море с участием военных кораблей. Именно так развивались события Великой гребешковой войны. Она насчитывает несколько эпизодов столкновений между рыболовами двух стран в Ла-Манше: в 2012, 2018 и 2020 годах. Причиной же войны, как не трудно догадаться из ее названия, стали гребешки. Точнее, разница в ограничениях французского и британского законодательств на их вылов в заливе Сены. В итоге французы добывали их только с 1 октября по 15 мая, а британцы — круглогодично.
Обиженные такой несправедливостью французы 28 октября 2012 года решили отомстить конкурентам. Около 40 французских лодок отыскали в водах залива 5 британских рыболовецких судов и атаковали их, забрасывая камнями и сетями в надежде повредить гребные винты и двигатели лодок неприятелей.
В ход пошли даже сигнальные ракеты, которыми французы стреляли в своих врагов.
К счастью, никто в ходе столкновений серьезно не пострадал. Организация по управлению морскими ресурсами Великобритании уведомило об инциденте французские власти, которые тут же отправили в регион военный корабль, что остановило рыбацкие разборки.
Проведя переговоры в 2013 году, власти договорились о внесении изменений в британское регулирование добычи гребешков в заливе Сены: теперь рыбаки обеих стран были ограничены по времени. Правда, это ограничение не касалось британских рыболовных судов длиной менее 15 м. А потому конфликт на этом не был исчерпан.
В 2018 году французский Национальный комитет рыболовства отказывается принимать продление этого соглашения, что означало снятие любых запретов для британцев. 28 августа около 35 французских судов предпринимают атаку на 5 британских судов, пришедших ловить гребешков. И вновь в ход идут камни, сети и сигнальные ракеты. Поврежденными оказываются два британских траулера. Британцы, преследуемые французскими рыбаками, уходят в английский порт Бриксема, где к битве рыболовов подключается еще и шотландское устричное судно Honeybourne III, которому удается повредить тараном три лодки французов. Дальнейшей эскалации конфликта помешали вовремя подоспевшие силы правопорядка. На этот раз британские.
В ходе дальнейших переговоров Лондона и Парижа стороны договорились о распространении правил на британские суда длиной менее 15 м взамен на выдачу британцам дополнительной квоты на улов.
Война вроде бы завершилась дипломатическим путем. Однако осенью прошлого года было еще два случая столкновения рыбаков двух стран в заливе Сены.
С камнями, сетями, сигнальными ракетами — все, как полагается в этой войне.
Треска предкновения
В истории как Франции, так и Великобритании было множество споров вокруг морских границ и прав на рыбную ловлю. Однако все они, за исключением одного случая, носили исключительно дипломатический и судебный характер. Но это исключение вошло в учебники истории, о нем писали книги и даже снимали фильмы. А само противостояние длилось почти 20 лет — и это если не считать споры и разбирательства во всевозможных инстанциях на протяжении нескольких веков. Речь идет о Тресковых войнах между Великобританией и Исландией.
Началом Тресковой войны считается 1952 год, но ей предшествовал конфликт между Британией и Данией, под контролем которой до 1944 года была Исландия. В 1893 году датские власти в одностороннем порядке закрыли для иностранных рыболовов зону в 50 морских миль (93 км) вокруг Исландии и Фарерских островов. Британское правительство отказалось выполнять требование Дании, так как оно наносило существенный ущерб британскому рыболовству. Британские суда продолжили промышлять у берегов Исландии, где они ловили в основном треску (отсюда и название конфликта).
Попытки найти компромиссное решение длились несколько лет, но закончились безрезультатно.
И в апреле 1899 года случилось первое боевое столкновение: датчане попытались задержать британский траулер Caspian у берегов Фарерских островов, и капитан рыболовного судна даже перешел на борт датского патрульного корабля. Но экипаж траулера, согласно предварительному распоряжению капитана, не стал сдаваться и увел судно. Датчане, открывшие огонь по Caspian, не смогли его остановить. А последовавшие за этим инцидентом переговоры завершились подписанием соглашения в 1901 году об установлении ширины территориальных вод Исландии в три мили, что соответствовало доктрине об открытом море, действовавшей еще с XVII века по всему миру.
Разрешившийся, казалось бы, конфликт вспыхнул с новой силой после получения Исландией независимости. Теперь остров сам распоряжался своей территорией и в 1952 году объявил о расширении запретных для иностранных рыбаков вод с трех до четырех миль (с 6 до 7 км). Британия сначала в качестве ответной меры наложила санкции на исландских рыболовов, запретив тем разгружать рыбу в британских портах, а затем отправилась решать этот спор в Международный суд ООН.
Скорее всего, этот конфликт остался бы за более могущественной Великобританией, если бы в него неожиданно не вмешались сначала СССР, стремившийся усилить свое влияние в Западной Европе и согласившийся скупать исландскую рыбу, а затем и США, не желавшие роста влияния советов в Европе.
Американцы вслед за советским руководством также согласились скупать исландскую рыбу и уговорили поступить также еще Испанию и Италию. В итоге санкционная политика Британии провалилась, и ей пришлось признать расширение исключительной экономической зоны Исландии.
Очередное обострение конфликта случилось в 1958 году, после того как Исландия объявила о новом расширении исключительной зоны для ловли рыбы с 4 до 12 миль (до 22 км). Расширить свои морские границы в то время хотели многие страны, и этот вопрос даже выносился на обсуждение в ООН в рамках первой в истории конференции по морскому праву, но дебаты там ни к каким формальным договоренностям так и не привели. Потому Исландия приняла решение о границе зоны рыболовства в одностороннем порядке. Пойти на уступки острову во второй раз Британия никак не могла, а потому объявила, что отныне британские рыбаки будут промышлять в водах Исландии под защитой военно-морского флота. Рыболовство у берегов Исландии превратилось в полномасштабную военную операцию с систематическими столкновениями военных и рыболовецких судов двух стран.
Дерзость Исландии не поддерживали ни в ООН, ни в НАТО. Военная мощь Великобритании заметно превышала исландскую. Казалось, что на этот раз ситуация разрешится в пользу державы, привыкшей править морями. Но исландцы вновь перехитрили своего соперника, а исход противостояния вновь решили США. Исландия пригрозила выходом из НАТО и выдворением американских войск с острова. Американское руководство тут же надавило на ООН, которая провела очередную конференцию по морскому праву, после которой Великобритания согласилась признать в феврале 1961 года расширение исключительной экономической зоны Исландии до 22 км. Британским рыбакам же достались лишь некоторые поблажки.
В 1972 году исландское руководство фактически повторит этот же маневр, чтобы добиться расширения своих границ уже до 50 морских миль (93 км). Сопротивление Британии было еще более яростным, а за время этой фазы конфликта в спорные территории заходили в общей сложности 32 британских фрегата. Но, как и за десятилетие до этого, исход противостояния был решен в кабинетах НАТО, и вновь не в пользу Британии.
А в 1975 году Исландия объявит о следующем этапе расширения своей особой экономической зоны — до 200 морских миль (370 км от берега).
Третий этап Тресковой войны стал самым ожесточенным в плане сражений исландской береговой охраны с британскими военными моряками.
Соотношение сил, как всегда, было в пользу Великобритании. Британские интересы в водах Исландии отстаивали 22 эсминца, 7 вспомогательных судов и 6 укрепленных буксиров. В то время как у Исландии было лишь шесть патрульных кораблей. Но стоило исландскому руководству заговорить о выходе из НАТО, закрытии американской военной базы и покупке сторожевых кораблей у Советского Союза, как спор был тут же разрешен по старой схеме. Так Исландия и живет до сих пор с 200-мильной исключительной экономической зоной.
За все время Тресковых войн Исландия потеряла в боях одного человека — инженера, выполнявшего сварочные работы на одном из кораблей после столкновения с британским эсминцем. Во время работ отсек, где находился инженер, затопило водой, и его ударило электрическим током от сварочного оборудования.
Британские потери исчислялись не жизнями, а деньгами. Одни расходы на ремонт кораблей составили £1 млн — чего уж говорить о потерянной прибыли от рыболовства и тысяч рабочих мест.