Идет война еврейская
Арабские и еврейские радикалы сошлись друг на друге
Израильская армия стягивает войска к границе с сектором Газа на случай приказа о начале наземной операции. Объявлено о призыве на службу 16 тыс. резервистов. За несколько дней противостояния между Израилем и палестинскими движениями «Хамас» и «Исламский джихад» по израильской территории выпущено около 2 тыс. ракет. В Израиле погибли семь человек. В секторе Газа в результате израильских авиаударов убито более 100 палестинцев. Одновременно с этим с каждым днем растет угроза гражданской войны между еврейским и арабским населением Израиля.
Армия обороны Израиля разрабатывает план возможной операции на территории сектора Газа с применением пехоты, бронетехники и воздушного десанта. При этом в пресс-службе армии сообщили, что к границам сектора Газа уже переброшено несколько подразделений. Кроме того, было объявлено о призыве на службу 16 тыс. резервистов.
Тем временем помощь военных может понадобиться и внутри самой страны.
Израильское правительство рассматривает возможность развертывания войск для подавления насилия в городах, а также для административных задержаний участников беспорядков, сообщил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. «Ничем не может быть оправдано линчевание еврея арабами, и ничем не может быть оправдано линчевание араба евреями. Я говорю гражданам Израиля: меня не интересует, кипит ли у вас кровь. Вы не можете брать закон в свои руки»,— заявил он накануне.
«Война вторглась на наши улицы. Большинство молчит, так как ошеломлено. Мы создаем ситуацию, когда допускаем гражданскую войну, потому что мы молчим. Я призываю всех лидеров сказать людям — не сходите с ума, мы граждане одного государства, одного общества»,— так выразил чувства многих израильтян президент страны Реувен Ривлин. Многие политики — представители арабской и еврейских общин — откликнулись на этот призыв, правда, особого воздействия он не возымел. Полиция не справляется с обеспечением безопасности, число инцидентов растет.
Вот только несколько громких историй, происшедших в ночь на четверг. В Акко на севере страны пятеро израильских арабов напали на 30-летнего еврея. Молодой раввин вышел на улицу, чтобы найти учеников, которые решили организовать антиарабские протесты. В Бат-Яме — городе-спутнике Тель-Авива — толпа правых еврейских экстремистов вытащила из машины водителя-араба и избила его. Были ранены камнями также глава муниципалитета Бат-Яма Цвика Брот и двое его сотрудников, которые пытались разнять нападающие друг на друга группы молодежи. В Иерусалиме был избит вышедший из ресторана арабский рабочий. Есть пострадавшие в Хайфе. Столкновения затронули практически все города, где есть большие арабские и еврейские общины. Центром противостояния стал город Лод, расположенный рядом с международным аэропортом Бен-Гурион. В Лоде был введен комендантский час, в четверг полиция перекрыла въезд в город. Однако успокоить радикалов это не помогло.
События в Лоде разворачиваются еще с начала недели, когда арабская молодежь решила поддержать протестующих в Восточном Иерусалиме. В городе был поднят палестинский флаг. В результате столкновений был убит молодой араб Муса Хасон. По одной из версий, арабская молодежь забрасывала камнями автомобили, устраивала беспорядки, в итоге по толпе было сделано несколько предупредительных выстрелов. По другой версии, столкновения были спровоцированы еврейскими экстремистами.
Смерть Мусы Хасона вызвала волну протестов во всех арабских общинах Израиля. Одновременно на улицу вышли и организованные группы еврейских экстремистов. По сообщению израильской полиции, речь идет об активистах «Ла Фамилии» — объединения болельщиков футбольного клуба «Бейтар Йерушалаим» с крайне правыми взглядами, а также организации «Лехава», которую многие в Израиле называют расистской. Ее название — акроним от фразы «За предотвращение ассимиляции на Святой Земле». Лидер организации Бенци Гопштейн отказался говорить с “Ъ”, заявив, что не дает интервью иностранным журналистам.
Связанный с «Лехавой» депутат Кнессета Итамар Бен-Гвир написал на своей странице в Twitter, что он, конечно, против всего подобного тому, что произошло в Бат-Яме, но не может позволить нападений на евреев.
Депутат очень сетовал, что полиция конфискует оружие у еврейских граждан, которые пришли на помощь своим братьям в Лоде. Полиция также не пустила правых подростков, устроивших погром в Бат-Яме, в сторону Яффо, опасаясь, что за оружие возьмется уже арабское население города. В итоге только в течение одной ночи полиция арестовала свыше 300 человек, участвующих в беспорядках, но стражей правопорядка не хватало на все инциденты.
«Ночью толпа молодежи закидала камнями машину моей дочери рядом с домом. Когда она стала умолять этих людей остановиться, они накинулись на нее. Сестры побежали ей на помощь, и в итоге все три мои дочери оказались окружены толпой. Их побили. Полиция не приехала»,— рассказал “Ъ” житель Хайфы Вадия Абу Насер, известный в городе представитель христианской общины. «Верю, что Господь спас моих девочек. И я верю, что мы продолжим жить вместе в одной стране, в одном городе. Нельзя позволить радикалам с обеих сторон, которых меньше, чем нас, разрушить нашу жизнь»,— сказал он.
Другие настроены не так оптимистично. О страхе выйти на улицу, о чувстве беззащитности сказали “Ъ” жители Лода и Яффо.
«Многие стараются не покидать района, где живут, но мне нужно каждый день ездить на работу в Тель-Авив. Атмосфера очень напряженная. Евреи, с которыми я работаю вместе, относятся нормально, но в городе бросают подозрительные взгляды, угрозы присылают и в соцсетях»,— поделился с “Ъ” арабский активист из Яффо Абед Саттель.
Но при этом подчеркнул: «Мы хотим жить вместе». По словам господина Саттеля, в ближайшие дни активисты левых организаций — как арабы, так и евреи — планируют организовать демонстрацию против насилия и войны.
Выходить на улицу теперь боятся и евреи. Многие пишут в соцсетях и говорят в СМИ, что не знают, как теперь общаться с соседями. «У меня очень тяжелое ощущение. С одной стороны, мне помогли соседи-арабы, местные арабские политики и мусульманский комитет города выразили мне сочувствие и поддержку. Я знаю, что далеко не все хулиганы и поджигатели живут в Акко. Я люблю этот город, он очень много для меня значит. Но, с другой стороны, люди здесь разные. Есть и хорошие, и плохие. Все, у кого есть совесть и здравый смысл, должны бороться с экстремистами, причем с любыми экстремистами»,— сказал израильским журналистам Ури Ермиас — хозяин самого известного в Израиле ресторана в Акко. Ресторан и гостиницу сожгла на этой неделе арабская молодежь.
«Вчера под каменный град попали мои сыновья и муж. Они ехали помочь нашим родственникам, на чей дом напали, и сами чудом смогли вырваться от погромщиков. Хорошо, что машина быстрая, но окна все побиты»,— делится Маха Накиб из Лода. По ее словам, внутри арабской общины царит уныние. И это не только связано с последними событиями. «Мы чувствуем, что нас вытесняют из домов, где мы живем. Происходит целенаправленная политика «иудаизации» арабских районов со стороны еврейских поселенцев. Именно поэтому наша молодежь так откликнулась на события в Восточном Иерусалиме, где суд постановил выселить арабские семьи из их домов. Плюс эти ограничения полиции в Иерусалиме во время Рамадана. Мы все время ждем удара»,— добавила она.
«Оккупация и колонизация — это, если коротко, то, что спровоцировало последние события»,— сказал “Ъ” историк и общественный активист Гади Альгази.
По его словам, представители арабской общины (особенно молодежь) сталкиваются с постоянной дискриминацией — в том числе со стороны полиции. Для арабов Израиля закрыты многие сектора экономики, более 50% из них живут за чертой бедности. «Не случайно арабская молодежь переиначила лозунг афроамериканского населения на свой лад. «Жизнь палестинцев имеет значение», говорят они»,— отметил господин Альгази. И добавил: «Нам все равно жить вместе».
Жить вместе хотят очень многие, хотя далеко не большинство еврейских граждан Израиля понимает проблемы, с которыми живет арабская община. Так, жительница Хайфы, бывший депутат Кнессета Рина Френкель сказала, что ее удивляют протесты арабского населения. «Они учатся, получают помощь от государства. Мы живем вместе, сталкиваемся с одинаковыми проблемами, вместе опасаемся ракетных ударов. Но подстрекатели есть, конечно, с обеих сторон. Надеюсь, что правительство решит эту проблему и все успокоится»,— сказала она “Ъ”. Но как остановить толпу, многие из собеседников “Ъ” просто не знают.