Грузинский театр абсурда

Грузинский театр абсурда

Грузинский театр абсурда

Театр Руставели покажет спектакль в Москве

«Коммерсантъ» от 26.06.2021, 10:20

Актеры Тбилисского государственного театра Руставели примут участие в Международном театральном фестивале имени Чехова в Москве — эта новость из разряда обычных театральных анонсов вызвала в Грузии общественную дискуссию.

В последнее время культурные и политические смыслы в отношениях Грузии и России не просто смешиваются: одно пытается заменить другое — как в театре абсурда. И именно одну из самых известных пьес театра абсурда грузинская труппа покажет в Москве — «Конец игры» ирландского драматурга и нобелевского лауреата Сэмюэла Беккета.

С момента разрыва дипломатических связей в 2008 году отношения между Москвой и Тбилиси практически не улучшились, поэтому театральные гастроли общественность рассматривает в контексте официально признанной Грузией оккупации своих территорий. Но, похоже, бессменный (с 1980 года) худрук Театра Руставели, 82-летний Роберт Стуруа, полемики не боится.

С 1996 года Театр Руставели не раз приезжал в Москву на Чеховский фестиваль со спектаклями Стуруа. Сам режиссер с конца 1990-х годов активно сотрудничает с московскими театрами «Сатирикон» и Et cetera.

«У искусства нет границ. Я еду показать искусство, то, что Грузия делает даже тогда, когда Россия поставила нас в такое плачевное состояние»,— заявил Стуруа в аэропорту, улетая из Тбилиси.

И добавил, сердито глядя на репортера поверх медицинской маски: «Меня интересует, почему вы именно из-за нас так возбуждаетесь? Когда в Грузию приезжают российские театры, вы очень хорошо им аплодируете».

Кто из грузинских исполнителей отказался от гастролей в России

Пьеса «Конец игры» написана в 1950-х годах и рассказывает о людях, которые живут в абсолютно замкнутом пространстве после предполагаемой мировой катастрофы: они нуждаются друг в друге и при этом постоянно враждуют. Это спектакль о Слуге и Хозяине, о любви-ненависти, об общем одиночестве, о пустоте и, наконец, о протесте и уходе. Хотя, возможно, это только игра — в пьесах Беккета множество смыслов.

У Стуруа, как всегда, своя интерпретация. Не исключено, что в ней можно проследить и ту мысль, на которой режиссер настаивал, отправляясь в Москву: что ни страна, ни театральное искусство в ней не умерли.

Спектакль был поставлен в Тбилиси в прошлом году и ожидаемо стал жертвой пандемии — его показали только в онлайн-трансляции. Российский зритель увидит действие на сцене Театра Моссовета, три спектакля пройдут 30 июня, 1 июля и 2 июля.

Грузинский театр абсурда

Сцена из спектакля «Конец игры» Тбилисского государственного театра Руставели

Фото: rustavelitheatre.ge

«Нам очень приятно, что мы можем показать московскому зрителю наш спектакль, один из последних. Необыкновенная пьеса, необыкновенный автор, и, мне кажется, актеры тоже неплохо играют»,— заявил Стуруа в комментарии российскому федеральному телеканалу. Занятая в спектакле актриса Нана Пачуашвили сказала в интервью российскому телеканалу, что она и ее коллеги «с нетерпением ждут выступления на фестивале, поскольку российская публика любит слушать и думать».

Вместе с Грузией на 15-м по счету Чеховском фестивале представлены театры из Франции, Испании, Индии, Азербайджана, Армении, стран СНГ и Балтии.

В интервью грузинскому телевидению, записанном еще перед началом пандемии, во время первых репетиций, Стуруа назвал свой спектакль «апокалиптичным». «Беккет ничего не прячет, он видит все наши отрицательные стороны и предсказывает наш конец»,— сказал режиссер. И сразу же перешел на себя: «Я думаю, что я стал просто ужасным, я совсем не милый старик.

Я не стал тем дедушкой, которого все любят. Я стал как Кощей Бессмертный. Я человек театра, который шалит, хулиганит, все время играет и, что самое главное, играет с высокими идеями».

Режиссер в последнее время не раз ввязывался в публичные скандалы, в которых не стеснялся выглядеть неприглядно.

Два года назад, в июне 2019 года, когда на проспекте Руставели в Тбилиси проходил 10-тысячный митинг из-за того, что в кресле спикера парламента Грузии оказался российский депутат-коммунист Сергей Гаврилов, Стуруа тоже был в Москве на Чеховском фестивале. Он осудил протесты и написал у себя в Facebook: «Злой дух победил, Грузия закончилась». Пост вызвал шквал негативных реакций.

Самый последний скандал произошел в апреле этого года, когда Стуруа высказался в адрес актрисы, публично признавшейся в том, что 11 лет назад ее систематически избивал бывший муж, один из ведущих актеров Театра Руставели. Когда об этом стало известно, администрация Театра Руставели немедленно отстранила обвиненного в насилии актера от всех спектаклей. Было решено, что он не появится на сцене до тех пор, пока МВД не завершит проверку фактов, изложенных бывшей супругой.

Грузинский театр абсурда

Сцена из спектакля «Конец игры» Тбилисского государственного театра Руставели

Фото: rustavelitheatre.ge

Домашнее насилие — серьезная проблема в Грузии, поэтому исповедь актрисы была воспринята в СМИ с большим вниманием. В соцсети поднялась волна поддержки в адрес женщины, которая, кстати, не требовала наказать бывшего мужа, а только стремилась мотивировать тех, кто все еще молчит о своих проблемах, заговорить. Стуруа отреагировал по-своему. «Я чувствовал, что они большевики, неокоммунисты! Подруги устроили 1937 год! Репрессии!» — написал он у себя в Facebook, а затем не поленился ответить на сотни негативных комментариев, оставленных взбешенными постом пользователями соцсети.

Уже на следующий день профсоюзная организация провела возле театра акцию протеста. На митинге от Министерства культуры потребовали отреагировать на заявления, «поощряющие дискриминацию и насилие», и прямо указали на Стуруа. «Заявления, которые поощряют насилие и мешают женщинам рассказывать о своих проблемах, делаться не должны. Либо выйдите и извинитесь, либо покиньте должности. Мы призываем Министерство культуры как минимум ответить тем, кто попирает права человека» — так выразил позицию протестующих представитель профсоюза Гига Бекаури.

Грузинский театр абсурда

Сцена из спектакля «Конец игры» Тбилисского государственного театра Руставели

Фото: rustavelitheatre.ge

Однако нынешнее правительство едва ли уволит Стуруа — в конце концов, он был и остается одним из самых непримиримых противников третьего президента Михаила Саакашвили и даже заслужил прозвище ксенофоба, назвав его «армянином, который не любит собственную страну». В защиту Стуруа выступила «старожил» правительства «Грузинской мечты» Тея Цулукиани — в марте этого года она была назначена министром культуры, а до этого отработала восемь лет министром юстиции.

Кстати, одним из первых шагов Цулукиани на этой должности стало «разоблачение» козней правительства Саакашвили, которое отправило картины современных грузинских художников, пылившиеся в запасниках музеев, в посольство Грузии в Праге. Возвращение картин со стен посольства в запасники Цулукиани преподнесла как операцию по спасению шедевров, чем вызвала бурные насмешки в оппозиционных СМИ и у значительной части интеллигенции.

Встав на защиту Стуруа министр призвала дать ему возможность «работать и творить». «Я скажу вам прямо — увольнение Роберта Стуруа не планируется. Кроме того, стало известно и о его решении, что он не намерен уходить»,— заявила Цулукиани на пике скандала. От себя лично она политкорректно призвала обвиненного в насилии актера немедленно покинуть театр. «Успокойтесь, я не ухожу из театра! Меня можно только выгнать! Только так! Люблю вас, грузины!» — написал у себя в Facebook Роберт Стуруа.

Как конфликт между Россией и Грузией распространился даже на сферу культурных связей.

Вот и сейчас на фоне жарких споров по поводу московских гастролей Театра Руставели Цулукиани недвусмысленно намекнула, что не будет осуждать поездку. И вообще, сказала она, в стране нет цензуры — в этой фразе явно подразумевалось слово «теперь».

«Каждый театр сам решает, на какой международный фестиваль поехать с гастролями, это свобода творчества. В данном случае, похоже, приходится иметь дело с международным театральным фестивалем, который проводится в Российской Федерации. Все театры и все художественные руководители свободны в этом решении»,— заявила Цулукиани на брифинге в министерстве, отвечая на вопросы жаждущих скандала оппозиционных СМИ. Цулукиани также напомнила, что, когда она стала министром культуры, ее просили «не вмешиваться в дела творческих людей».

Популярный тбилисский поэт Котэ Кубанеишвили, который перевел на грузинский стихотворения Пушкина и Маяковского и не раз привозил в Грузию российских поэтов, согласен с тем, что каждый должен сам решать, куда ездить на гастроли. К тому же главную проблему он видит не в Стуруа, а в правительстве.

«Стуруа просто больше никуда не приглашают — раньше он бывал в Лондоне, в других европейских городах, а сейчас такой возможности нет. Вот он и ездит, куда приглашают. У всех свой выбор.

Сейчас такое время, когда все видно, как на ярком свете. Как Бидзина Иванишвили присвоил себе курорты Абастумани и Уреки, так и Стуруа присвоил себе Театр Руставели: посмотрите, на что он похож, кто туда ходит? В Грузии происходит много такого, на что правительство должно реагировать, но не реагирует. И люди тоже должны реагировать, но не делают этого. Это систематическое совпадение неправильного реагирования как со стороны правительства, так и со стороны людей. К сожалению, мы к этому уже привыкли. Все, что делает это правительство, направлено на то, чтобы обесчестить Грузию. Что же вы хотите от Стуруа?

Грузинский театр абсурда

Сцена из спектакля «Конец игры» Тбилисского государственного театра Руставели

Фото: rustavelitheatre.ge

На самом деле культура и политика никогда не разделяются. Культура — это главная политика, тем более когда такой знаменитый режиссер едет на такой нашумевший фестиваль. Конечно же, это неправильно, но в Грузии сейчас такие проблемы, как голод и попрошайничество, и это серьезнее, чем гастроли в Москве. В стране происходит так много неправильного, а мы об этом только говорим и никакого результата нет, а они (правительство.— “Ъ”) покупают голоса людей за лук и картошку» — так выразил свою позицию Кубанеишвили в интервью оппозиционной телекомпании «Формула».

Ия Баратели

Источник: www.kommersant.ru

Добавить комментарий

*

четыре × два =