День Победы стал в Армении днем поражения
Как главный советский праздник превратился в инструмент актуальной политики
«Коммерсантъ» от 10.05.2021, 16:47
После поражения во Второй карабахской войне в Армении впервые не знали, как отмечать 9 Мая. Этот день в независимой Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской республике ассоциировался не только с Великой Отечественной войной, но и со взятием Шуши 9 мая 1992 года, во время Первой карабахской войны. Но с ноября 2020 года Шуши вновь перешел под контроль азербайджанских сил, и как минимум один повод для празднования исчез. В нынешнем году неоднозначный для армянского общества день завершился масштабным митингом оппозиции во главе со вторым президентом страны Робертом Кочаряном. Масштаб акции доказал, что, несмотря на высокий антирейтинг, у этого политика все же есть шанс вновь стать лидером государства. Пока же он, как и обещал, возглавил блок партий «Армения», готовящийся к выборам, которые намечены на 20 июня.
«К сожалению, Шуши сегодня не с нами»
Во время нынешнего празднования 9 Мая армянским властям пришлось нарушить сложившиеся за годы независимости традиции. Обычно часть высших чиновников в этот день отправлялись в Нагорный Карабах, чтобы отметить взятие Шуши 9 мая 1992 года, а другая оставалась в Ереване, чтобы провести праздничные мероприятия в столице. Но на этот раз в Карабах не поехал никто. Такой шаг не только вызвал бы большое раздражение в Баку, но и мог закончиться конфликтом с местными жителями. Опыт визитов Никола Пашиняна в Сюникскую область доказывает, что его могут встречать не особенно радушно.
Поэтому вместо поездки в Степанакерт и. о. премьера Армении Никол Пашинян (напомним, что он ушел в техническую отставку, однако намерен вновь одержать победу на выборах и вернуть себе должность) посетил сразу два мероприятия в Ереване. Сначала господин Пашинян поехал на военное кладбище Ереблур, на котором похоронены погибшие в Первой и Второй карабахских войнах. Правда, пообщаться там с журналистами и. о. премьера отказался, просто проигнорировав адресованные ему вопросы. Вместо этого офис премьера распространил заявление от его имени.
«К сожалению, Шуши (армяне называют этот город Шуши, а азербайджанцы — Шуша.— “Ъ”) сегодня не с нами,— говорится в документе.— Мы оплакиваем его пленение, но также осознаем, что независимо от превратностей судьбы и текущих реалий мы обязаны праздновать день его освобождения. Освобожденный Шуши был оплотом безопасности Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха.— “Ъ”). Вместе с тем он создал фактические предпосылки для государственного строительства Арцаха, сделал необратимой борьбу за право арцахских армян на самоопределение».
После кладбища и. о. премьер-министра посетил Парк Победы, где состоялся праздничный парад, и воинскую часть 2-го армейского корпуса в Гегаркуникской области. Там он нашел время для встречи с местными жителями, что, видимо, счел для себя важным в свете приближающихся выборов. «Сегодня мы отмечаем тройной праздник (День Победы, День взятия Шуши и День образования Армии обороны Арцаха.— “Ъ”) с горечью, смешанными чувствами, прискорбием. Где-то в наших сердцах есть горечь поражения, но, Бог свидетель, за это время мы ничего, абсолютно ничего не пожалели для защиты дела и славы героев и мучеников освобождения Шуши,— сказал господин Пашинян.— Да, мы должны проанализировать и понять, что мы сделали не так, где мы ошиблись, где мы не проявили достаточной принципиальности. Но армянская армия сражались в этой войне до последней секунды, пока битва имела перспективу». Никол Пашинян призвал смотреть в будущее и построить «сильную, справедливую, законную, гордую и счастливую страну». Таков долг армянского народа «перед нашими мучениками», сказал он.
Кроме того, на встрече с жителями села Акунк Гегаркуникской области и. о. премьера затронул тему отношений с Турцией.
«Не знаю, откуда взялась эта дискуссия о том, турок наш враг или нет, но она постоянно возникает после войны,— сказал господин Пашинян и сам же ответил на свой вопрос: — Конечно, враг, это исторический факт и реальность. Но вопрос в следующем: мы должны суметь делать эту вражду управляемой во имя наших мучеников и во имя наших детей. Нельзя допустить, чтобы эта вражда в регионе стала вообще неуправляемой, и я надеюсь, что народ примет и поддержит эту идею».
Праздник, которого никто не хотел
Отдельной темой в контексте празднования 9 Мая стало мероприятие, организованное российскими миротворцами, которые несут службу в Нагорном Карабахе. Вопрос, отмечать День Победы или нет, перед российскими военными не стоял, однако их идею не поддержали ни местные армяне, ни азербайджанцы. Армяне были слишком погружены в скорбь от потери Шуши, а азербайджанцы возмущены тем, что местом празднования стал аэродром неподалеку от города Ходжалы (по-армянски — Иванян) — именно там в 1992 году произошла массовая расправа над мирными жителями-азербайджанцами.
Возможно, поэтому празднование 9 Мая россиянами прошло тихо и без гостей с какой-либо стороны. В пресс-релизе на сайте Минобороны РФ его даже назвали «торжественным митингом», а не «парадом». На распространенной видеозаписи военнослужащие маршируют по летному полю, а затем слушают обращение командующего миротворческим корпусом Рустама Мурадова и министра обороны России Сергея Шойгу — по видеосвязи. «День Победы — это день всеобщего триумфа, народной гордости и вечной памяти воинов-освободителей,— сказал генерал-лейтенант Рустам Мурадов.— Для нас, посвятивших свою жизнь служению Отечеству, немеркнущий подвиг солдат и командиров Великой Отечественной войны является примером мужества, героизма и беззаветной преданности Отечеству, важнейшим вектором, направляющим воспитание патриотов нашей Родины на традициях поколения победителей».
В Степанакерте и других городах и селах Карабаха никаких праздничных мероприятий не было, если не считать организованного Арцахской епархией Армянской апостольской церкви крестного хода к городскому мемориалу, посвященному как Великой Отечественной, так и Первой карабахской войнам.
Роберт Кочарян возглавил «Армению»
Между тем главным политическим событием, происшедшим 9 мая в Армении, пожалуй, можно назвать митинг второго президента страны Роберта Кочаряна, который прошел вечером в Ереване. Он стал одной из самых масштабных акций оппозиции с момента поражения в войне, собрав, по разным оценкам, более 10 тыс. человек.
Хотя начало акции была запланировано на 16:00 по местному времени, де-факто она началась на час позже. В это время господин Кочарян подписывал меморандум о сотрудничестве с партиями «Дашнакцутюн» и «Возрождающаяся Армения», которые объединяются в блок «Армения». От него экс-президент и выдвинет свою кандидатуру. Напомним, господин Кочарян и ранее говорил, что пойдет на выборы во главе блока из двух партий, но каких именно — осталось в секрете.
«Нам нужна сильная власть и определенность в стране,— сказал “Ъ” участник митинга по имени Давид.— Только после отстранения команды Никола Пашиняна от власти мы можем построить сильную Армению, которая в дальнейшем может посредством кооперации со своими союзниками и партнерами развиваться и восстановить территориальную целостность Карабаха». Аналогичную точку зрения выражала и другая участница митинга — Седа. «При Николе Пашиняне я не вижу будущего в нашей стране,— сказала она “Ъ”.— По моему мнению, лишь господин Кочарян может поднять нашу страну с колен. У него есть такой опыт».
О своем отношении к России господин Кочарян отдельно не упоминал, однако его сторонникам это было понятно без слов.
Многие из них прикрепили георгиевские ленточки к одежде и даже использовали их в качестве флагов, которые развевались над толпой наравне с партийной символикой.
Напомним, что возвращение Роберта Кочаряна в большую политику получилось извилистым. Его спокойная жизнь прервалась после «бархатной революции» 2018 года, когда к власти в Армении пришла команда Никола Пашиняна. Тогда экс-президент оказался под следствием по обвинению в узурпации власти в марте 2008 года, когда сторонники оппозиции, среди которых был и Никол Пашинян, пытались оспорить победу на выборах преемника Роберта Кочаряна Сержа Саргсяна.
«Сегодня этим властям осталось 42 дня, завтра им останется 41 день, послезавтра — 40 и так далее. Я призываю вас каждый день вести этот отсчет в соцсетях»,— заявил на митинге господин Кочарян, имея в виду приближение дня голосования, 20 июня.— В стране управленческий и экономический кризис. В стране также очевиден кризис самобытности, и необходимы силы и люди, которые имеют достаточный опыт для преодоления подобных вызовов. У меня есть большой опыт управления в кризисных ситуациях, знания в системе обороны и безопасности, есть опыт преодоления экономического кризиса. И, как видите, нынешние угрозы и накопленный опыт и знания практически совпадают».
Затем Роберт Кочарян раскрыл мотивы своего сотрудничества с одной из старейших политических партий Армении — «Дашнакцутюн». «Это та партия, которая боролась и борется за сохранение армянской самобытности во всем мире,— сказал он.— Кроме того, это та партия, с которой у меня есть опыт длительного сотрудничества. «Дашнакцутюн» была в составе правительства в период моего президентства, даже когда не было сформировано коалиции. Опыт продуктивный, результаты есть, и вы все их видели».
Весьма символично и то, кто возглавляет новую партию «Возрождающаяся Армения», которая войдет в блок с «Дашнакцутюн». Это экс-губернатор Сюникской области Ваге Акопян. Напомним, что Сюник, или, как его называют азербайджанцы, Зангезур, после окончания войны стал одним из самых проблемных регионов Армении. Если раньше ближайшие азербайджанские позиции располагались примерно в 70 км оттуда, то теперь некоторые села приходится резать буквально по живому, потому что, согласно советским картам, они находятся ровно на границе Армянской и Азербайджанской ССР.
«Сюник сегодня является эпицентром угроз для Армении, от Сюника зависит, останемся ли мы как действующим игроком в регионе или превратимся в придаток. Угрозы серьезные, и думаю, что Сюник сегодня является символом нашей борьбы»,— сказал Роберт Кочарян.
Армянский политолог Армен Багдасарян отметил, что недавние митинги сторонников Никола Пашиняна и Роберта Кочаряна продемонстрировали, что на ожидающихся выборах будет много обвинений за проигрыш в войне, а вот дискуссиям о будущем политики намерены уделить куда меньше внимания. «Стороны внутриполитического конфликта использовали для этого и 9 Мая,— сказал эксперт “Ъ”.— В свое время все хотели стать частью Победы, а сейчас обвиняют друг друга в поражении».